Третья Кольская
11.10.2016
Этим постом мы завершаем цикл отчетов о поездках на Кольский в 2016 году
В него вошло все, что мы не успели или не смогли посмотреть в прошлые две поездки.
Хотя, как знать, может до конца года получится съездить еще раз.. )
В него вошло все, что мы не успели или не смогли посмотреть в прошлые две поездки.
Хотя, как знать, может до конца года получится съездить еще раз.. )




Наш экипаж уже знаком читателям по сравнительному тесту Гиперкар Vs MegaCruiser

Дороги в мурманской области гораздо лучше подмосковных, поэтому низкопрофильная резина нас почти не смутила.

Маршрут до Кольского уже привычный и ничем особенно не примечателен.
Лишь под Сясьстроем дали бой орде вампиров, тысячекратно превосходящей нас числом.
Врагов не мало полегло, в попытках остановить наше продвижение на Север.. ))

Режим движения относительно расслабленный, в основном круиз и редкие обгоны тихоходных большегрузов. Расход по компьютеру менее 6 литров, что при баке в 51 литр дает запас хода почти 800 километров. Это как-то подозрительно много и кажется неправдоподобным, но наша экспедиция показала, что не проехать 600км на баке надо очень постараться, а 800 вполне реальный показатель, если никуда не спешить

К концу второго дня мы, по традиции, заталкиваем машину за Полярный круг


Закаты на трассе ловить сложно, но красиво )

Багажник у нас в этот раз намного меньше кузова пикапа, поэтому от бытовой газовой плитки пришлось отказаться. Взяли самую простую компактную и пару баллонов по 450гр к ней.
Готовили практически каждый день всю неделю - кофе, яйца, супы.. В итоге, не израсходовали и один баллон, второй привезли полный. Причем закипают 1,5 литра очень быстро. Я приятно удивлен экономичности и практичности приобретения )

Первым пунктом программы у нас Хибины, пролетаем Кандалакшу и мчимся в Апатиты, где собираемся ночевать. Вроде не сезон - пешком гулять сыро и мокро, а для лыж еще рано, поэтому засады с ночлегом мы не ожидали и ничего не бронировали заранее. Это была ошибка!
В Апатиах только одна гостиница - вонючая, шумная и грязная. В Кировске с туалетом в номере цены начинаются от 2400 за человека, а хостелы с общим санузлом на этаже все забиты под завязку и не сильно дешевле. Наш спасательный круг - Горняк в Оленегорске, где мы ночевали после перевала Геологов в прошлый раз. Как бы не так - тоже битком! Заняты даже одноместные люксы по 5600...
Время к полуночи, ночевать в машине вторую ночь подряд как-то не улыбалось и тут на выручку пришел гугол, который порекомендовал снять апартаменты за сущие копейки. Полностью меблированная двухкомнатная квартира, со свежим ремонтом, двумя кроватями и ЖК-телевизорами в каждой комнате стоит 2000р в сутки. Такой номер в Кировске обошелся бы наверно тысяч в 10. Хозяин предоставил свежее белье и полотенца, так что хороший отдых после дороги нам обеспечен - с утра в горы! )
Для начала заскочили на старый Апатитский аэродром.


Взлетная полоса длиной более 1600 метров практически в идеальном состоянии и пустует

Хочешь драг устраивай, хочешь дрифти, а хочешь - жди чуда.. )



Вокруг аэропорта прикольные овсяные поля, на которые мы не смогли не заехать )

Перед проторенной дорожкой на КСС попытались разведать другие тропы
Гора Расвумчорр, хорошая бетонка на рудник Центральный, но быстро заканчивается шлагбаумом


Можно было бы попытаться найти объезды, но не с нашим внедорожным потенциалом )
Возвращаемся в русло. Хибины близко и погода начинает приходить в себя

Дежурный визит на старый вокзал Кировска

Благодаря действующему карьеру, первые 6км в сердце Хибин проходят по очень приличному грейдеру. Правда, на нем стоит опасаться самосвалов, которые носятся за выработкой с неадекватной скоростью..

А вот через 6км, до базы КСС ехать еще 15 километров, по руслу реки Вудъяврйок


Дно относительно ровное и легко проезжается на стандартном внедорожнике. Вот только уровень воды зависит от погоды. У нас заявленной глубины брода вообще нет, но по моим прикидкам сантиметров 30 могли осилить без потерь. Только этого недостаточно.. Пробуем по берегу


Рельеф достаточно сложный и каменистый с постоянным усугублением

Будет повод вернуться! )
А рядом вполне паркетный съезд к горному озеру Малый Вудъявр (вудъ_явр - горное_озеро, в переводе с саамского)

Народу вообще никого! Не сезон - я же говорил. Но кем забиты все кировские гостиницы?!. )
На фоне угнетенных растений

и они же на переднем плане )

На закате у хребта Поачвумчорр

Возращаемся ночевать в наши хоромы, цены на продукты в Апатитах примерно московские, а с утра выдвигаемся на Териберку, до которой какие-то жалкие 300 километров. При этом, я не устану повторять, отличного асфальта, который в москве еще поискать..
Занятное наблюдение - ближе к развилке Териберка-Зеленцы начинают попадаться деревянные отбойники связанные стальными тросами
Причем явно родом из СССР - дерево то тут практически не гниет.

Что важнее, ровный асфальт с хорошей разметкой или новые отбойники?
В Мурманской области знают правильный ответ! ;)
И ведь мерзлота же, но асфальт сохраняется практически в идеальном состоянии. Как у них это получается?!
Сразу после поворота на Териберку начинается довольно противный грейдер. На пикапе мы бы немного подздули шины и спокойно вваливали 80-100. Но с нашими 16" дисками запаса по профилю практически нет, снижение давления чревато потерей покрышки или диска. Приходится тошнить 20 км/ч и глотать пыль попутных внедорожников ((
Дорогу скрашивают виды обочин с остовами антиснежных щитов и туристические поделки


На местности кажется проходят какие-то учения - вояк очень много
Мы даже случайно въехали в лагерь, в котором за горами притаились береговые ракетные комплексы Бастион (на следующий день они еще и стреляли, но мы были на водопаде)


А это уже Редут, того же назначения и явно готовый стрельнуть, если что..

архивное фото пуска такой установки


По дорогам дефилируют чьи-то боеприпасы

А стрельбы реально были
http://tass.ru/armiya-i-opk/3651457

Береговые ракетчики Северного флота (СФ) на учениях разнородных сил уничтожили надводную цель в Баренцевом море. Как сообщили ТАСС в пресс-службе СФ, учебно-боевую стрельбу по морской цели выполнил дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион» отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады СФ. «Стрельба противокорабельной крылатой ракетой выполнялась из позиционного района, расположенного на побережье Кольского полуострова по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении более 100 километров», – сообщили на флоте.
Источник: http://bastion-opk.ru/Bastion/ ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko
в какой-то момент за нами даже была погоня, но догнать гиперкар невозможно!

А на следующий день при выезде на Рыбачий стояли танки )

Я столько военной техники даже на параде 9 мая не видел.. )))

Отвлеклись.. )
Приехали в Териберку уже в сумерках на отливе, обнажившем кладбище кораблей


Какого-то плана по ночлегу у нас не было, но яндекс говорил, что где-то на территории рыбного завода есть гостиница. И он не соврал! Двухместный номер со свежей мебелью из икеи и современным санузлом стоит 2000 рублей. В стоимость включен завтрак с казарменным рационом - тарелка каши, кусок хлеба и пакетик чая с кипятком ))
Жилье простое, но чистое и теплое. Да еще и сотовая вышка недалеко! Что еще нужно для полноценного отдыха?.. ))
Кто соберется, вот тут она

В эйфории от такой удачи едем на пляж!
Песка не боимся, а зря... В принципе, не хватило каких-то 1,5 метра, но копанулись качественно и почти сразу до днища. Песок тут коварный, по нему даже ходить не просто.. ))

Ввернули проушину, прицепили стропу шаклами и пошли искать доброго человека, чтобы он нас дернул. Местность не дикая - минуты через 3 уже стояли на твердом грунте. Но желание выезжать на пляж отбило напрочь! ))
Утром водички на кладбище прибавилось


Но в устье р.Териберки воды совсем мало и можно спокойно ходить по дну, усеянному медузами


Основной целью на этот день у нас была береговая батарея
Про водопад мы знали, но фотки в интернетах как-то совсем не цепляли, а напрасно..
Именно водопад и его окрестности - основные достопримечательности Териберки, ради которых стоит 1,5 часа трястись по грейдеру! (пикапам 30 минут спокойной езды ;)))
От Лодейного, куда проедет любая пузотерка, до водопада километра 2 рельефной и каменистой грунтовки. Мы осилили примерно половину, а на внедорожнике с колесами запросто можно упереться в водопад бампером )


Проход к Баренцеву морю раньше преграждал забор колючей проволоки
Сейчас все немного проще и легко можно пройти к воде, если не боитесь поломать ноги на прибрежных окаменелых яйцах динозавров


Перевал к водопаду

местами, практически брусчатка

Берег Батарейного озера, уже почти дошли )


А вот и он!
Вода падает с 20 метров и, проточенным ею каньоном, впадает в океан
Картинка не вполне передает масштаб

А вот так намного нагляднее )


некоторые экстремалы спускаются слева от водопада вниз, прямо у воды..



А нам еще пару километров по горным тропам до батареи )





позиции прикрытия береговой батареи

А вот и сама батарея, выбор расположения которой как-то не совсем очевиден..

страшно представить, сколько моряков тут погибло.. (



Место, если честно, на любителя - пушки намного меньше чем на п-ве Средний и гнетущее осознание, что идешь по костям погибших..

Но прогуляться по окрестностям однозначно стоит - места по-северному очаровательные




Место совсем не дикое, но скоро станет унылым - успейте посетить!.. ;)

Всего в 5 километрах от Териберки налево уходит ровный грейдер в месту случки Териберки и Мучки - реки такие )
Место живописное и пляжи роскошные - рекомендую заехать по пути


Опять этот грейдер.. Но дотошнили аккуратненько до асфальта, где гиперкар в своей стихии )


Териберка

В Мурманск прибыли уже ближе к вечеру.
С гостиницей особо не заморачивались - выбрали ближайшую.
Ей оказался Моряк по 1700 за 2х местный номер. Мебель советская, ванная сидячая, но чисто и тихо.
Вода из-под крана в Мурманске рыжевато-соленая, предпочли использовать для питья и готовки бутилированную. А на Териберке можно было спокойно пить из крана - пресных озер полно и водозаборное мы проезжали к водопаду
Навестили спящего Ленина, разумеется )

В самом Мурманске смотреть особенно нечего, значит утром будем пробиваться на Рыбачий.
По дороге заскакиваем на заброшенную радиообсерваторию, которую в утреннем тумане с дороги совсем не видно

Сохранился только радиопрозрачный купол с потрясающим акустическим эффектом внутри )

Неподалеку был обнаружен неопознанный артефакт: металлическая сфера около 15см в диаметре, предположительно внеземного происхождения.

Паспортный контроль на въезде в приграничную зону перед Титовкой для россиян занимает секунд 15
На съезде к Среднему, как я уже говорил выше, расположилась сельскохозяйственная техника двойного назначения, которая перепахала грунтовку так, что только подготовленные внедорожники могут особенно не заморачиваться с траекторией )

У H30 Cross лифта подвески нет, поэтому мы достаточно быстро понимаем, что в этом направлении берега Баренцева моря нам не увидеть.. (

Это не беда! - подумали мы. Ведь от Р-21 куча поворотов на север, многие из которых, судя по карте, идут к побережью!..
Пытались проехать во все Заозерски, Видяевы, Усть-Губы, Гаджиевы, Полярные - нигде обычному туристу берега не увидеть!


Отличилась только Усть-Губа - помойкой на побережье.. ((

Попытки попасть на берег за пределами ЗАТО так же потерпели фиаско - кроме военных дороги тут никому особенно не нужны.. )




Но нет худа без добра!
Иначе, мы никогда бы не увидели озеро Дикое, прилегающие к нему луга и заброшенную дорогу к рудникам



Или старое русло М-18


На обратном пути застали включенный Мончегорск, коптящий всеми трубами - это реальный филиал Ада!
Поселок Никель просто ЕВРО-6, в сравнении ))

Ночевали в Кондапожском особняке, дешевле и спокойнее Медвежьегорского клоповника ;)
Заодно заехали на шунгитовый карьер. О волшебных свойствах местных ископаемых ходят легенды, но мы исключительно ознакомиться )

кстати, карьер продается за 450млн, вдруг нужен кому-то..

А из Кондопоги и до дома рукой подать.. )
Итого: 7 дней, 5000 км, 380 литров Аи95
Как видите, даже за Полярным кругом можно интересно путешествовать без полного привода и грязевой резины. Не лишайте себя это удовольствия! )